Форум как форма выживания для бессмысленных «прокладок»
И все бы ничего, в авиации тоже диалоги надо вести, но его организатор ― компания «КМГ Аэро», поддержали которую АО «НК КазМунайГаз» и АО «Авиационная администрация Казахстана», Комитет гражданской авиации, Минэнерго, МИИР, Эйр Астана, АО «Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев». Накануне прошел приветственный коктейль в EXPO ― Nur Alem.
Немного истории.
«Прародителем» ТОО «КМГ Аэро» является ТОО «Eurasia Munai Impex», созданное в 2010 году. Эта стопроцентная «дочка» АО «Торговый дом КазМунайГаз» занималась поставками нефти из России в качестве единого оператора по обеспечению загрузки перерабатывающих мощностей АО «ПНХЗ». В июне 2014 года товарищество переименовали в «КМГ Аэро», а в декабре того же года правительство подписало постановление «Об определении единого оператора по поставке нефтепродуктов». Так единым оператором по поставке Вооруженным Силам РК, Пограничной и Авиационной службам КНБ, Национальной гвардии, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты, уполномоченному органу в области государственного материального резерва бензина, дизельного топлива, мазута, авиационного топлива стало ТОО «КазМунайГаз Аэро». Все это происходило на фоне критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в стране, а участники авиационного рынка не исключали повышения стоимости горючего для самолетов.
Кстати, несколько лет «КМГ Аэро» руководил сын Нурлана Нигматулина ― Нуржан Нурланов, в мае прошлого года его сменил Ильдар Шамсутдинов.
Гладко ли работал единый оператор? Не совсем. Хотя если говорить о личной выгоде этого ТОО, то тут сомневаться не приходится ― выгоду оно не упускало. Компания за менее чем десять лет работы заключила более полутора тысяч государственных контрактов. Правда, не всегда отрабатывало их на «пятерку».
Так, в мае 2021 года ДЧС Туркестанской области предъявил иск за то, что «КазМунайГаз-Аэро» своевременно не обеспечивало их дизтопливом в виде талонов. В результате аварийно-спасательные службы испытывали определенные трудности в работе. В свою очередь представители ответчиков приводили доводы в свое оправдание, что сбой в снабжении произошел из-за мирового роста цен на нефтепродукты. Суд изучил материалы дела, выслушал мнение сторон и постановил иск удовлетворить частично. По решению СМЭС Туркестанской области КМГА должно было оплатить в доход государства истребованные по иску 1 152 695 тенге, а также госпошлину в размере 34 581 тенге. В удовлетворении иска в части признания ТОО недобросовестным участником госзакупок суд отказал.
В апреле прошлого года Департамент погранслужбы КНБ РК по Мангистауской области обратился с иском о признании КМГА недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки. По договору «КМГ Аэро» должно было поставить истцу 650 тонн 232 кг топлива на 116 844 329,34 тенге. В установленный срок ТОО поставило только 256 тонн 477 кг на общую сумму 65 809 946 тенге, еще 272 тонн 383 кг на общую сумму 69 891 298 тенге поставило не своевременно, а 121 тонну 372 кг на 31 143 084 тенге не отгрузило вовсе. 14 декабря 2021 года Договор расторгнут в одностороннем порядке.
Однако и тут у КМГА виновато во всем оказалось мировое повышение цен на нефтепродукты. В итоге суд решил взыскать с ТОО в доход государства неустойку в сумме 300 тысяч тенге и госпошлину в сумме 9 тысяч, а в части признания недобросовестным участником государственных закупок ― отказать.
Аналогичных судебных разбирательств накопилось в загашнике «КМГ Аэро» более 200. Но кто будет разбираться с корявой работой практически монополиста? Да еще и «дочкой» КМГ? Хотя копать силовикам в принципе было куда: в августе прошлого года стало известно, что столичные антимонопольщики провели анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации авиационного топлива в границах города за 2020–2021 годы. И выявили, что ТОО «КазМунайГаз Аэро» применяло разные цены к равнозначным соглашениям с субъектами рынка. В 2021 году ТОО реализовывало авиатопливо АО «Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев» по завышенной цене. При этом из общего объема реализации авиационного топлива доля закупа аэропорта составляла 57,9%.
В агентстве по защите и развитию конкуренции отметили, что действия ТОО «КазМунайГаз Аэро» влияют на рост расходов авиакомпаний и, как следствие, приводят к повышению цен на авиабилеты. Столичный департамент направил уведомление в КМГА с требованием прекратить такую практику разных цен.
Есть у КМГА не только хулители, но и фанаты. Например, глава КГА Талгат Ластаев, который с лета прошлого года активно продвигает идею консолидировать весь импорт авиатоплива через национальную компанию «КазМунайГаз Аэро», чтобы это топливо «покупалось единой квотой и уже потом по аэропортам распределялось». То есть дадим единому оператору еще больше полномочий и рычагов воздействия, а он будет отрабатывать так, как ему бог на душу положит или, допустим, уровень цен на мировом рынке?
Вообще идеально было бы для начала разобраться с кухней казахстанской авиации: с дефицитом топлива, ценами на билеты, свинством иных перевозчиков. А уже потом пафосно и важно проводить форумы с коктейлями и прочими атрибутами роскошной чиновничьей жизни.